22 августа, 2016

Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д.Джекобсона.


Комплекс упражнений для детей старших и подготовительных групп.

Снятие физического и психоэмоционального напряжения.



        Методика Джекобсона применяется в целях снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психоматического состояния.


         Э. Джекобсон обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Для невротических состояний, которые очень часто сопровождают адаптацию у ребенка дошкольного возраста, характерным является повышение мышечного тонуса скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости.  
         Данная методика мышечной релаксации предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление   используется для снятия эмоционального напряжения.
         При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
         Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабления разных групп мышц, что приводит к общему успокоению. Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 20-30 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми ведется  работа. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания. 

Упражнение «Щенок»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц губ, нижней челюсти).

       Оскалить зубы, сжимая челюсти… зафиксировать напряжение… расслабить… сконцентрироваться на различии в ощущениях, запомнить их (повторить 3 раза).
Нельзя воспитывать щенка
Посредством крика и пинка.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.

 Упражнение «Крокодил»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц губ, нижней челюсти).

       Оскалить зубы, сжимая челюсти… зафиксировать напряжение… расслабить… сконцентрироваться на различии в ощущениях, запомнить их (повторить 3 раза).
Крокодил зеленый с виду,
Он не даст себя в обиду. 
Крокодил – опасный хищник, 
Осторожней с ним, дружище.

Упражнение «Буратино».
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц губ, нижней челюсти).

      На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино), на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У-тю-тю-тю».
Я - мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.

Упражнение «Бабочка».
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц спины, рук).

      Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылышки).

 На лесной полянке чудо -
На цветочках  бантики,
Это бабочки расселись 
Как цветные фантики. 
(Н.Капустюк)

Упражнение «Черепаха».
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса).

       Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).
 Черепаха, черепаха
Носит панцирь, как рубаху.
Ничего прочнее нет. 
Это же - бронежилет.

Упражнение «Совенок».
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса).

       Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).
Говорил, сердясь, совёнок:
-Я же вырос из пеленок! 
Неужели вам неясно, 
Что в  них  выгляжу ужасно,  
Хватит кутать, чем попало, 
Дайте лучше одеяло!
(С. Маршак)

Упражнение «Кулачки»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц  рук, кистей).

       Руки сжать в кулачки покрепче, чтобы косточки побелели. Вдох – выдох (2 раза).
Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Опускаем, разжимаем.

        Приподнять и опустить расслабленные кисти.

Упражнение «Загораем»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, 
расслабление ног.)

       И.п. - сидя на стуле, ноги опущены. Ноги поднять, держать поднятыми 2-3 секунды. Ноги напряглись (ноги твердые, каменные). Опустить, расслабить.

Мы прекрасно загораем,
Ноги выше поднимаем,
Держим….держим…напрягаем…
Загорели! Опускаем.
(Резко опустить ноги).
Ноги не напряжены
И расслаб-лен-ны.

Упражнение «Мостик»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, 
расслабление ног.)

       И.п. - сидя на стуле, ноги опущены. Ноги поднять, держать поднятыми 2-3 секунды. Ноги напряглись (ноги твердые, каменные). Опустить, расслабить. 
Ходят люди по мосту.
В эту сторону и в ту.
А когда идут лошадки, 
Держит спину мостик шаткий. 
И не скрипнет нипочём. 
Хорошо быть силачом! 
(Е. Аксельрод)

Упражнение «Хоботок»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц губ, нижней челюсти).

       Вытянуть губы «хоботком». Губы напряжены, Расслабить, губы стали мягкими, не напряженными.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну,
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаб-лен-ны.

Отправить комментарий
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

_..